К 100-летию И. И. Этермана – видного педагога и ученого
К 100-летию И. И. Этермана – видного педагога и ученого*
Виталий Ильич Левин
(Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия)
(*данная статья была опубликована в сборнике Математическое и компьютерное моделирование естест-венно-научных и социальных проблем : материалы XV Меж-дунар. науч.-техн. конф. молодых специалистов, аспирантов и студентов (Россия, г. Пенза, 1–4 июня 2021 г.) / под ред. д.ф.-м.н., проф. И. В. Бойкова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. – 250 с.)
Моя первая встреча с Израилем Исаевичем Этерманом состоялась в Пензе, в начале сентября 1975 года, спустя несколько недель после приезда в этот город. Здесь мне предстояло возглавить кафедру математики завода-втуза при заводе ВЭМ (вычислительных электронных машин), филиала Пензенского политехнического института. И.И. Этерман позвонил мне, представился доцентом Политехнического института и предложил встретиться. Наша встреча состоялась в Центральном парке им. В.Г. Белинского, недалеко от квартиры И.И. Передо мной предстал худощавый мужчина средних лет, среднего роста, очень живой, с любопытством смотревший на меня. Во время разговора он вежливо, но настойчиво расспрашивал меня. Его интересовало буквально все: происхождение, семья, профессиональная биография, планы и т.д. В свою очередь, я расспрашивал его о городе, условиях жизни в нем, о местных вузах и науке. И на все вопросы получал удивительно точные и ясные ответы. И.И. Этерман мне определенно понравился. По-видимому, и я произвел на него хорошее впечатление. В итоге, он предложил регулярно встречаться, и я с благодарностью принял это предложение. В процессе наших встреч я хорошо узнал Израиля Исаевича как ученого, педагога и человека. И хотя с тех пор прошло много лет, память об этом удивительном человеке, ученом и педагоге сохранилась у меня подробно и навсегда. Настоящая работа – лишь небольшая дань этой памяти.
Израиль Исаевич Этерман родился 1 мая 1919 года в г. Городня Черниговской области (Украина). В начале 1920-х годов его семья переехала в Москву. Здесь в 1926 году он пошел в школу. Ему повезло: в 1920-е – 1930-е годы он жил со своей семьей в самом центре Москвы, на Арбате. Там же жило много знаменитых и высокопоставленных людей. С некоторыми из них общительный мальчик в 1920-е – 1930-е годы познакомился и стал бывать в гостях. По его словам, больше всего он любил общаться с писателем графом Алексеем Николаевичем Толстым и наркомом просвещения СССР Анатолием Васильевичем Луначарским. Конечно, общение с такими людьми сильно способствовало его раннему и быстрому созреванию. В 1936 году И.И. Этерман поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета. И здесь ему снова повезло: МГУ был тогда университетом очень высокого уровня на факультете преподавало немало корифеев математической науки, пришедших в университет еще до революции. В том числе, Николай Николаевич Лузин, читавший матанализ; Александр Яковлевич Хинчин, читавший матанализ, теорию чисел, теорию вероятностей; Павел Сергеевич Александров, читавший топологию. Общение с людьми такого высокого профессионального уровня сыграло большую роль в формировании И.И. Этермана как математика и вообще ученого. Особенно сильное влияние на него оказал, по-видимому, Н.Н. Лузин. Этерман с восторгом вспоминал впоследствии лекции Лузина по матанализу, которые, по его словам, носили характер театра одного актера и собирали огромную аудиторию – буквально, яблоку было негде упасть. Люди сидели на подоконниках, ступенях, стояли в проходах; среди них были не только математики, но и физики, химики, историки, филологи и т.д. Они приходили посмотреть, послушать, пообщаться, завести новые знакомства. Однако этот период состоял не из одних только радостей. И.И. Этерману пришлось стать свидетелем начавшихся тогда гонений на ученых: на его глазах прошли, в частности, дело академика Н.Н. Лузина (1936г.) и дело академика Н.И. Вавилова (1940 г.). О последних он рассказывал спустя много лет. Он окончил университет в 1941 году, в день начала войны, и поступил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Там в течение ряда лет он занимался оборонной тематикой. В связи с этой работой он обладал бронью и не призывался в армию. В 1944 году И.И. Этерман защитил диссертацию по тематике своей работы на соискание ученой степени кандидата физико- математических наук. Увы, эта степень оказалась у него единственной – получить докторскую степень ему так никогда и не удалось. После Великой Отечественной войны он работал в различных вузах Москвы.
В 1952 году в жизни Израиля Исаевича произошел крутой пово- рот: в связи с невозможностью продолжения работы в Москве из-за пресловутой борьбы с «безродными космополитами» он переехал в Пензу, где получил должность доцента кафедры высшей математики Пензенского индустриального (впоследствии политехнического) института. В 1956 году И.И. Этерман был избран заведующим кафедрой высшей математики Пензенского индустриального института. В этой должности он пробыл до 1974 года. За это время он сумел внести много нового в жизнь кафедры. Появился студенческий математический кружок, началась систематическая деятельность по повышению квалификации преподавателей, активизировалась работа по подготовке и публикаций научных статей, начали издаваться научные книги. Также он внес большой личный вклад в научно-педагогическую жизнь кафедры, работая в области прикладной математики, механики, вычислительной техники. Его работы по механике были посвящены газовой динамике и носили закрытый характер. Работы по математике относились к теории аппроксимации (в частности, был предложен новый класс аппроксимирующих полиномов – полиномы Этермана. Работы по вычислительной технике были связаны с теорией аналоговых машин. Работы И.И. Этермана по вычислительной технике собраны в монографии [1], а работы по математике – в монографии [2]. Первая была переведена на английский язык и издана в Англии, Германии и США. Она явилась одной из первых в мире книг по аналоговой вычислительной технике. Вторая книга долго использовалась в качестве учебного пособия студентами специальности «прикладная математика». В 1962 году И.И. Этерман подготовил докторскую диссертацию по математике «Решение некоторых задач прикладного анализа с помощью специальных приближенных многочленов» [3]. Защита состоялась в том же году в Казани (КГУ) и прошла успешно. Однако в ВАКе диссертацию провалили. Спустя пять лет Этерман подготовил обновленную версию своей диссертации и под названием «Свойства и приложения специальных приближенных поли- номов» представил в Москве в МГПИ [4]. Защита, как и в первый раз, прошла успешно. Однако ВАК, как и в первый раз, диссертацию провалил. После этого Этерман больше никогда не пробовал выходить на защиту докторской диссертации. Он даже отказывался говорить об этом.
После неудачи с защитой докторской диссертации И.И. Этерман существенно уменьшил интенсивность научной работы. Он лишь собрал результаты своих математических исследований, связанных с докторской диссертацией, и в 1973 году опубликовал в виде монографии [2]. В этот период его интересы стали все больше перемещаться в сторону педагогики. Институт, где он работал, стал набирать силу. Он получил новое название – Пензенский политехнический институт. В него зачастили комиссии из Министерства высшего образования, которые фиксировали, что институт находится «на подъеме». В этих условиях роль И.И. Этермана как отличного, опытного педагога и руководителя была очень велика. В ректорате института это знали и обязательно водили приезжих на лекции Этермана, которые, по отзывам слушавших, были великолепны и напоминали «театр одного актера». Тем не менее, в 1974 году, в связи с истечением срока полномочий, его служба в качестве заведующего кафедрой математики закончилась, и он перешел на должность доцента этой кафедры. С этого времени его интересы до конца его пребывания в Пензенском политехническом институте лежали исключительно в области педагогики.
Ученых можно делить на первопроходцев, воплотителей и просветителей. По этой классификации И.И. Этерман принадлежал к просветителям, ибо больше всего он преуспел в систематизации и продвижении результатов других ученых, благодаря чему они делались доступными для всех. Он был безусловно теоретиком, а не экспериментатором. То есть, подлежащий изучению объект он всегда исследовал на его математической модели. Известно, что математическая модель изучаемого объекта должна быть существенно проще самого объекта, если мы хотим, чтобы изучение объекта было эффективным. Однако ничего существенного в модели объекта нельзя устранять в процессе ее упрощения, иначе модель может стать неадекватной объекту. В случае И.И. достичь существенного упрощения математической модели объекта, не теряя при этом существенные черты этого объекта, ему помогали его разнообразные знания – математические (Мехмат МГУ) и инженерные (опыт работы в ЦАГИ). Необходимо отметить, что И.И. знал много разделов современной математики, весьма умело использовал их при решении различных прикладных задач. При этом он подходил к решению этих, как и чисто математических, задач, абсолютно профессионально, т.е. не умел работать плохо, а только хорошо или никак. Приступая к очередной работе, он обязательно знакомился с литературой по теме работы – отечественной и зарубежной. В этом ему помогало знание английского и немецкого языков и умение разбирать тексты на некоторых других языках. У него была большая собственная библиотека, насчитывавшая около двух тысяч томов. Значительная часть книг имели отношение к работе И.И. и регулярно использовались им. Но огромное количество книг никак не были связаны с его работой, а содержали разнообразные сведения из всех областей человеческой деятельности, которыми он всю жизнь усердно овладевал: физика, химия, биология, медицина и т.д. В этом разнообразии знаний был весь И.И. Этерман – один из последних энциклопедически образованных ученых России. Не случайно в его библиотеке были представлены и разнообразные энциклопедии, в частности, 16-томная Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона. У него было еще одно свойство, достаточно редко встречающееся у ученых – очень тонкая математическая интуиция. Она позволяла ему в некоторых случаях заранее, еще до получения научного результата, предсказывать его примерную форму. Она же давала ему возможность формулировать в некоторых случаях новые постановки задач с ожидаемыми новыми результатами, исходя из известных аналогичных постановок с соответствующими известными результатами в других областях.
И.И. Этерман был превосходным педагогом. Лекции по математике, которые в течение почти сорока лет он читал студентам и аспирантам, были совершенны как по содержанию, так и по форме. Язык этих лекций был точен и потому слушатели хорошо понимали, что именно хотел сказать лектор. Причем он обычно исходил из содержания рассматриваемой темы и лишь затем вводил формальный математический аппарат. Благодаря этому формулы не заслоняли от слушателей суть дела, а напротив проясняли ее. Важной частью педагогической деятельности И.И. Этермана была руководство научной работой аспирантов и соискателей. Эта деятельность, наряду с научной, составляла важнейшую часть его жизни. Он отдавал ей большую часть своего времени, сил и души. В качестве научного руководителя И.И. действовал весьма нестандартно. Он не предоставлял своим ученикам точные постановки математических задач, которые они должны были решить, не указывал готовый математический аппарат, который должен был привести к решению. Вместо этого он красочно (если возможно – с историческими пояснениями) рассказывал содержательную постановку задачи, а в конце беседы с воодушевлением сообщал, какое огромное теоретическое и практическое значение имело бы решение данной задачи. После этого ученик обычно «заводился», так что И.И. Этерману оставалось лишь время от времени контролировать ученика, подсказывать ему необходимую информацию и корректировать его шаги, если они шли явно «не туда». Неудивительно, что молодежь тянулась к нему, и у него всегда было много учеников. И.И. не только профессионально и ненавязчиво обучал их проведению научных исследований, но и помогал в подготовке и защите диссертации. Помимо этого, он оказывал большое положительное влияние на учеников своей личностью, воспитывал, поддерживал морально, подсказывал правильные ходы и т.д.
Кроме научно-педагогической деятельности, И.И. Этерман много лет занимался просветительской деятельностью, руководя кружками любителей математики из числа студентов младших курсов и старших школьников. Из его кружковцев впоследствии выросло немало научных работников-специалистов в области чистой и прикладной математики. Во всей этой деятельности ярко проявилась способность И.И. увлечь молодежь наукой.
Говоря об И.И. Этермане как человеке, необходимо, в первую очередь, отметить, что он был настоящим профессионалом, т.е. человеком, который не умеет работать плохо – только хорошо или никак! Стержнем, на котором держались все направления его деятельности, была безукоризненная логика мышления, которая позволяла ему рассматривать разнообразные проблемы, в том числе, далекие от сферы его профессиональных интересов, и находить везде убедительные решения. Он также живо интересовался многими сторонами жизни, далекими от интеллектуальной деятельности: искусством, литературой, театром, политикой, женщинами. Очень любил он свободное общение, не ограничиваемое тематическими рамками. На все у него был свой, особенный взгляд. Эти взгляды он охотно высказывал в убедительной, но в то же время ненавязчивой форме. Он обладал превосходным чувством юмора (который иногда был достаточно резким по форме).
Израиль Исаевич Этерман оставил после себя серьезное научно- педагогическое наследие. Это, прежде всего, основополагающие труды по вычислительной математике. Далее, это серьезные работы по аналоговой вычислительной технике – одни из первых в этой области в мире. Его книги в этих областях [1, 2], отлично написанные, продолжительное время использовались в научных и учебных целях. Лекции И.И. Этермана по матанализу и другим математическим дисциплинам, читанные в 1950-е – 1980-е годы студентам, были образцом педагогического мастерства. Они немало способствовали росту квалификации молодых преподавателей вуза. А энциклопедический характер его знаний вызывали к нему большой интерес множества людей разных возрастов, разных профессий и разных наклонностей. В мае 2019 года наступило 100-летие со дня рождения И.И. Этермана. Однако нигде в России не было проведено никаких мероприятий, посвященных памяти этого замечательного педагога и ученого. Настоящая статья является скромной попыткой напомнить о нем Российской научной и педагогической общественности.
Список литературы
1. Этерман И. И. Математические машины непрерывного действия. М. : Машгиз, 1954.
2. Этерман И. И. Аппроксимативные методы в прикладной математике. Пенза : Пенз. политехн. ин-т, 1973.
3. Этерман И. И. Решение некоторых задач прикладного анализа с по- мощью специальных приближенных многочленов : диссертация д-ра физ-мат. наук. Казань : Казанский гос. университет, 1962.
4. Этерман И. И. Свойства и применения специальных приближенных полиномов : диссертация д-ра физ-мат. наук. М. : Московский гос. педагогический университет, 1967.
Дата обновления: 25.09.2023 07:57